Вопрос-ответ
Зачем нужна система маркировки Честный ЗНАК?

Проблема нелегальной продукции остается крайне острой для России: доля незаконного оборота в легкой промышленности достигает 35%, на парфюмерном рынке 20%, на рынке лекарственных средств до 10%.

В первом квартале 2018 года доля нелегального рынка сигарет в России увеличилась до 7,7% против 4,6% годом ранее, следует из исследования аналитического агентства Kantar TNS.

В декабре 2017 г. Президент РФ В.Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 г. национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

ЦРПТ является совместным проектом USM Holdings («Петер-сервис», 50%), госкорпорации Ростех (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» (25%).

Создаваемая центром система, получившая название Честный ЗНАК, позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес, бренд добросовестного производителя и потребителей.

Благодаря внедрению системы маркировки легальный бизнес получит защиту от контрафакта, а его честное имя на рынке будет ограждено от репутационных потерь, связанных с некачественной продукцией, реализуемой под его брендом.

Цифровая маркировка позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку:

  • За счет снижения доли контрабанды и контрафакта легальные производители увеличат долю и объемы производства на 5-50% в зависимости от товарной группы
  • Бизнес сможет перевести производство на Индустрию 4.0, на работу по принципу Just-in-Time. Получая в режиме онлайн данные о движении продукции, он будет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции
  • Подключение к оператору электронного документооборота (если в ЭДО ранее не работали)
  • Бизнес сможет существенно экономить на логистике: при внедрении полного прослеживания получение производителем или логистической компанией актуального статистического материала о географии, интенсивности, сезонности продаж позволит пере-строить логистические схемы, оптимизировать поставки и складские запасы
  • Бизнес наладит учет. Сейчас многие предприниматели не имеют собственных данных об остатках и кодах товаров на складах и в магазинах. Без правильного учета невозможно считать прибыль или планировать закупки, поэтому автоматизация поможет предпринимателям навести порядок в своем бизнесе
  • Бизнес перейдет на электронный документооборот. ЭДО радикально сокращает объем бумажных документов, которыми до сих пор активно обмениваются между собой российские компании и снизит издержки бизнеса и повысит производительность труда
Как работает Честный ЗНАК?

Производитель наносит цифровой код на товар. Система фиксирует весь путь товара по логистической цепи. В магазине его просканируют дважды: перед тем, как разместить на полке, и на кассе. Благодаря встроенному в онлайн-кассу фискальному накопителю и постоянной связи с системой Честный ЗНАК, нелегальный товар не будет продан.

Также происхождение товаров может проверить каждый человек, у которого на смартфоне установлено мобильное приложение Честный ЗНАК. Оно будет доступно в магазинах App Store и Google Play в ближайшее время.

Алгоритм проверки довольной простой: найдите на упаковке товара цифровой код Data Matrix, похожий на QR-код, и отсканируйте его через приложение.

Если статус проверки выдал результат «Корректный код», вы — обладатель лицензионного товара. Если приложение выдает ошибку, то, скорее всего, перед вами контрафакт.

Что делать, если я нашел подделку?

В приложении будет возможность сообщить о выявленном контрафакте. В зависимости от типа нарушения информация будет передаваться соответствующим контрольно-надзорным органам, а они в свою очередь будут анализировать результаты и проводить проверки недобросовестных производителей.

Ежеминутно на территории России будут выполняться тысячи мобильных проверок, и благодаря общественному контролю рынок станет действительно прозрачным.

Кто наносит цифровой код на товар?

Центр развития перспективных технологий создает уникальный цифровой код Data Matrix и отправляет его добросовестным производителям и импортерам. Они наносят код на каждую упаковку своего товара. Через цифровой код можно проследить весь путь товара — от конвейера до онлайн-кассы, которая выводит его из оборота. Система фиксирует переход товара от собственника к собственнику на каждом этапе логистической цепи, что делает невозможным вброс подделки.

Почему код нельзя подделать?

Цифровой код, в отличии от обычной бумажной марки, сложно подделать. Данные о товаре невозможно удалить из системы или скорректировать благодаря отечественным криптотехнологиям. Код маркировки делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует ЦРПТ.

При выводе товара из оборота его легальность подтверждается на онлайн-кассе с помощью фискального накопителя. Он синхронизирует данные системы маркировки и единого каталога и не позволяет продавцу продать контрафакт.

Серию уникальных кодов нельзя предсказать, а сам цифровой код не повторяется в течение 5 лет с момента выпуска товарной позиции.

Кто отвечает за работу системы маркировки и прослеживаемости товаров?

Мировой опыт показывает, что для запуска проектов по маркировке государства чаще всего привлекают частного оператора. В Китае — это компания Alihealth, принадлежащая Alibaba, в Бразилии — швейцарская компания SICPA. Такой оператор, инвестируя собственные средства, не создает дополнительную нагрузку на государственный бюджет. В России Единая система маркировки и прослеживаемости товаров работает в формате государственно-частного партнерства. Центр развития перспективных технологий — частный и единый оператор системы.

Почему оператором системы стал именно ЦРПТ?

В конце 2017 года Президент России Владимир Путин одобрил ноябрьское решение Правительства о создании до 2024 года Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на базе единого оператора – Центра развития перспективных технологий.

ЦРПТ — совместный проект USM Holdings, госкорпорации Ростех и «Элвис-Плюс групп» А.Галицкого.

Такой состав акционеров позволяет объединять производственные ресурсы, опыт реализации крупных трансформационных проектов, экспертизу в области криптографии, обслуживания сотен тысяч клиентов и технической поддержки. Кроме того, финансовые возможности акционеров позволят организовать локализацию оборудования и его производства в достаточных для рынка объемах.

Какие товары уже сейчас маркирует ЦРПТ?

ЦРПТ является единым оператором эксперимента по маркировке табачной продукции, а также занимается локализацией производства оборудования для маркировки лекарственных препаратов.

3 мая 2018 года Правительство утвердило перечень из 10 новых товаров, подлежащих обязательной маркировке с декабря 2019 года. В него вошли духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки. Кроме того, с марта 2019 года стартует проект по обязательной маркировке табака, с июля 2019 года — проект по маркировке обуви. Центр готов приступить к маркировке новых групп товаров в сжатые сроки, благодаря масштабируемости системы Честный ЗНАК. Для комфортного перехода к маркировке компания отработает с бизнесом все решения и технологии в ходе пилотных проектов.

Вырастут ли из-за маркировки цены?

После внедрения маркировки стоимость товаров легальных производителей снизится.

На потребителя не лягут расходы на приобретение оборудования для маркировки, их возьмет на себя бизнес. При этом экономический эффект от маркировки покроет эти расходы. Благодаря системе производитель будет четко знать, сколько он продает товаров и как работают логистические цепочки. Это позволит оптимизировать бизнес-процессы и снизить издержки.

При самом консервативном сценарии после внедрения маркировки цены на товары могут снизиться на 10% за счет снижения доли контрафакта на рынке и других позитивных эффектов.

Эффективна ли система маркировки?

За год пилотного эксперимента по маркировке лекарств в России было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей. Маркировка также позволила обнаружить факт вторичной продажи дорогостоящих препаратов, которые государство закупало для больниц по федеральной программе «7 нозологий».

Обязательная маркировка шуб, запущенная в 2016 году, доказала также свою эффективность: за год доля легального оборота меховых изделий выросла в 10 раз.

Если в 2015 году было продано 300 тысяч шуб, то в 2017 - уже 2 млн меховых изделий.

Опыт других стран тоже демонстрирует позитивные эффекты от внедрения маркировки. Например, в Бразилии был снижен объём поддельных табачных изделий, закрыты 7 нелегальных заводов, а собираемость налогов в табачном сегменте выросла с 2008 по 2010 гг на 40%.

Остались вопросы?
Информационый центр
+7 800 222-15-23
Задать вопрос