Когда начнется обязательная маркировка товарной группы?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 № 1683:
• с 1 марта 2025 г. — старт обязательной регистрации участников оборота в системе маркировки. Участники оборота товаров должны подать заявление на регистрацию в системе маркировки начиная с 1 марта 2025 г., но не позднее 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления участником оборота смазочных материалов деятельности, связанной с вводом в оборот, и (или) оборотом, и (или) выводом из оборота смазочных материалов;
• с 1 сентября 2025 г. — старт обязательной маркировки средствами идентификации (СИ) смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей. Производители / импортеры подают сведения о нанесении СИ и вводе товаров в оборот;
Дополнительно сообщаем, что с 1 апреля 2025 г. наступает добровольная маркировка средствами идентификации (СИ) смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей, т.е. производители / импортеры могут начать подавать сведения о нанесении СИ, вводе в оборот смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей уже с 1 апреля 2025 г.;
• до 30 ноября 2025 г. (включительно) — импортеры осуществляют маркировку смазочных материалов, приобретенных по 31 августа 2025 г. (включительно) и выпущенных таможенными органами начиная с 1 сентября 2025 г., ввозимых (ввезенных) и помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, до предложения этих смазочных материалов для реализации (продажи) и вносят в систему маркировки сведения о маркировке таких товаров;
При наличии по состоянию на 1 сентября 2025 г. на территории РФ нереализованных смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей, произведенных или ввезенных на территорию РФ по 31 августа 2025 г. (включительно), вправе осуществлять маркировку таких смазочных материалов СИ по 31 октября 2025 г. (включительно). Всем участникам оборота необходимо промаркировать товарные остатки;
• с 1 апреля 2026 г. — появляется обязанность передачи сведений в систему маркировки о поэкземплярном выводе из оборота смазочных материалов для всех участников оборота, в том числе необходимо передавать сведения о розничных продажах с применением контрольно-кассовой техники (ККТ);
• с 1 апреля 2026 г. — обязательная передача сведений об обороте смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей (поэкземплярный учет). С этой даты все участники оборота должны использовать электронный документооборот (ЭДО) в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции. Передавать сведения в систему необходимо о каждой единице маркированного товара.
Необходимо ли маркировать остатки?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2024 № 1683 (пункт 3, подпункт «г») участники оборота смазочных материалов при наличии по состоянию на 1 сентября 2025 г. на территории РФ нереализованных смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей, произведенных или ввезенных на территорию РФ по 31 августа 2025 г. (включительно), вправе осуществлять маркировку таких смазочных материалов СИ по 31 октября 2025 г. (включительно). Всем участникам оборота необходимо промаркировать товарные остатки.
Чем регламентируется процесс маркировки по ТГ?
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 № 1683 «Об утверждении Правил маркировки отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей»
Стоимость КМ
На этапе эксперимента и до даты старта обязательной маркировки 01.09.25 коды маркировки (КМ) предоставляются бесплатно.
Платность услуг по предоставлению кодов маркировки наступает с даты старта обязательной маркировки и стоимость одного КМ составляет 50 копеек без учета НДС.
Какой срок жизни у кода маркировки (КМ)?
Срок жизни кода маркировки от момента эмиссии до успешной обработки отчета о нанесении:
30 дней — при нанесении КМ самостоятельно, в случае оплаты КМ по нанесению на товар.
365 дней — при печати КМ в типографии.
Бессрочные — при нанесении КМ самостоятельно, в случае оплаты КМ по эмиссии
С какого числа необходимо фиксировать розничную продажу в системе маркировки?
1 апреля 2026 года — старт обязательной передачи сведений о выводе из оборота при продаже в розницу
Становится обязательной передача в систему маркировки сведений о розничной реализации продукции через контрольно-кассовую технику.
Какая продукция подлежит маркировке?
Маркетплейсы являются участниками оборота товаров?
Схемой взаимодействия между Поставщиком и Маркетплейсом определяется, является ли Маркетплейс участником оборота маркированных товаров.
В зависимости от схемы взаимодействия с маркетплейсом определяется порядок подачи сведений в систему маркировки «Честный Знак»:
1. Схема взаимодействия fulfilment by operator (FBO) — схема, которая предполагает хранение товаров на складе маркетплейса, а также организацию доставки силами маркетплейса.
При работе по данной схеме маркетплейс является участником оборота товаров.
Со стороны собственника товара осуществляется передача маркированного товара посредством универсального передаточного документа (УПД) с функцией «ДОП» с видом товарооборота «4 — передача Агенту» (согласно Методическим рекомендациям) в адрес маркетпплейса, после чего маркетплейсом осуществляется вся дальнейшая работа с маркированной продукцией:
— получение заказов от конечных потребителей;
— услуги по хранению, упаковке, подготовке и сборке товара для доставки потребителю;
— доставку конечному покупателю;
— сбор денежных средств и формирование чека;
— подача сведений о выводе из оборота продукции посредством контрольно-кассовой техники (в чеке указывается ИНН поставщика и код маркировки товара) или посредством прямой подачи сведений в личный кабинет системы маркировки с причиной вывода из оборота — «Дистанционная продажа» (при указании данной причины доступно указание сведений только в разрезе поэкземплярного учета).
Дополнительно: при передаче сведений через личный кабинет системы маркировки посредством ЭДО Лайт в поле «Функция» указывается значение «Первичный документ».
Подробные инструкции: Передача товара (отгрузка и приёмка) и Методические рекомендации по оформлению документов ЭДО, размещены на официальном сайте Честного ЗНАКа и в разделе «Помощь» личного кабинета системы маркировки.
2. Схема взаимодействия fulfilment by seller (FBS) — схема, при которой продавец обязан хранить товары на своем или арендованном складе, своими силами осуществлять доставку.
При взаимодействии по данной схеме маркетплейс не будет являться участником оборота товаров и не обязан регистрироваться в системе маркировки, так как в данном случае будет осуществлять только логистические услуги и услуги по сбору денежных средств (чек формируется без указания кодов маркировки с указанием ИНН поставщика).
Вывод товара из оборота осуществляет собственник товара в системе маркировки «Честный Знак» (не логистическая компания) при отгрузке товаров со склада хранения для доставки потребителю до дня фактической доставки потребителю.
Для подачи сведений о выводе товара из оборота участнику необходимо создать документ «Вывод из оборота», указав причину вывода «Демонстрационные образцы» или «Дистанционная продажа» (подробнее в инструкции: Вывод из оборота).
Подробнее о работе с маркетплейсами в Честном сообществе: Как изменится схема работы с маркетплейсами? В Честном сообществе собраны пошаговые видеоинструкции по всем вопросам и процессам системы маркировки.
Какие способы нанесения СИ возможны?
Предусмотрены три способа нанесения маркировки:
— типографский способ — печать кодов в типографии, в которой компания заказывает упаковку, то есть упаковка поступает на производство сразу промаркированной;
— этикетирование — печать кодов на стикерах, дополнительно наклеиваемых на продукцию, также может быть напечатано в типографии;
— прямое нанесение — нанесение кодов на производственной линии непосредственно на этикетку, упаковку методом прямой печати.