Маркировка питьевой бутилированной воды

18 декабря 2019 г. Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции поддержала решение о проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации вод минеральных и питьевых на территории Российской Федерации.

В настоящее время Минпромторгом России разработан и проходит межведомственное согласование проект Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации вод минеральных и питьевых на территории Российской Федерации».

В перечень товаров, подлежащих маркировке, войдут товары под кодом ТН ВЭД.

2201
— Воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ; лед и снег:

2201 10
— воды минеральные и газированные:
— — природные минеральные воды:

2201 10 110 0
— — — негазированные

2201 10 190 0
— — — прочие

2201 10 900 0
— — прочие

2201 90 000 0
— прочие

В рамках эксперимента будут проводиться работы по согласованию принципов и подходов к процессу маркировки и прослеживаемости питьевой и минеральной воды, планируется проведение тестирований способов нанесения средств идентификации на различные виды упаковок воды.

Дата начала обязательной маркировки будет определена после завершения добровольного эксперимента.

Мы приглашаем Вас присоединиться к рабочей группе «Минеральная вода», которая создается на базе ООО «Оператор-ЦРПТ» с целью дальнейшего взаимодействия с оператором и участия в разработке методических рекомендаций для отрасли.

Для участия в рабочей группе необходимо подготовить инициативное письмо в свободной форме на бланке вашей организации за подписью уполномоченного лица. В письме сообщите о желании стать участником рабочей группы, кратко опишите вид деятельности Вашей компании, и укажите ФИО, должности и контакты ответственных лиц, которые будут представлять Вашу компанию в рабочих группах.

Письма направляйте на имя Руководителя товарной группы «Минеральная вода»
Гладкова Николая (тел.: +7 925 147 23 74; E-mail: n.gladkov@crpt.ru).

Контактное лицо для дальнейшего взаимодействия:
Руководитель проекта Мясникова Елена
Тел.: +7 916 130 94 90; E-mail: e.myasnikova@crpt.ru
Координатор товарной Группы «Минеральная вода», Никифорова Ольга
Тел.: +7 977 885 07 64; E-mail: o.nikiforova@crpt.ru

Сбор заявок на участие в добровольном эксперименте по маркировке минеральной воды уже начат. Мы предлагаем вам не откладывать решение и присоединиться к эксперименту.

Зарегистрированные участники получат возможность участвовать в проектно-экспертных и рабочих группах, доступ к технической документации и личному кабинету участника, поддержку ЦРПТ по настройке процессов нанесения кодов маркировки на продукцию и другую необходимую информацию.

Для участия в рабочей группе необходимо подготовить инициативное письмо в свободной форме на бланке вашей организации за подписью уполномоченного лица. В письме сообщите о желании стать участником рабочей группы, кратко опишите вид деятельности Вашей компании, и укажите ФИО, должности и контакты ответственных лиц, которые будут представлять Вашу компанию в рабочих группах.

Письма направляйте на имя Руководителя товарной группы «Минеральная вода»
Гладкова Николая (тел.: +7 925 147 23 74; E-mail: n.gladkov@crpt.ru).

Контактное лицо для дальнейшего взаимодействия:
Руководитель проекта Мясникова Елена
Тел.: +7 916 130 94 90; E-mail: e.myasnikova@crpt.ru
Координатор товарной Группы «Минеральная вода», Никифорова Ольга
Тел.: +7 977 885 07 64; E-mail: o.nikiforova@crpt.ru

Об эксперименте
  • Для чего нужна цифровая маркировка?

    Единая система цифровой маркировки позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку:

    • За счет снижения доли нелегального оборота легальные производители увеличат долю рынка и объемы производства на 5-50% в зависимости от товарной группы;
    • Бизнес сможет перевести производство на Индустрию 4.0, на работу по принципу Just-in-Time. Получая в режиме онлайн данные о движении продукции, он будет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции;
    • Бизнес сможет существенно экономить на логистике: при внедрении полного прослеживания получение производителем или логистической компанией актуального статистического материала о географии, интенсивности, сезонности продаж позволит перестроить логистические схемы, оптимизировать поставки и складские запасы;
    • Бизнес может наладить глубокий учет на всех этапах производственного и логистического цикла. Сейчас многие предприниматели не имеют собственных данных об остатках и кодах товаров на складах и в магазинах. Без правильного учета невозможно считать прибыль или планировать закупки, поэтому автоматизация поможет предпринимателям навести порядок в своем бизнесе;
    • Бизнес перейдет на электронный документооборот. ЭДО радикально сокращает объем бумажных документов, которыми до сих пор активно обмениваются между собой российские компании и снизит издержки бизнеса и повысит производительность труда.

  • На чем основана система цифровой маркировки?

    В декабре 2017 г. Президент РФ В. Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 г. национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

    В основе системы цифровой маркировки товаров лежит технология цифрового кода на основе стандарта DataMatrix, хранящего в себе информацию о каждой единице товара, ее серийного номера и дополнительной информации, а так же технологии криптозащиты обеспечивающей невозможность подделки выпущенного кода.
    При выпуске каждой единицы товара на производстве происходит нанесение уникального цифрового кода на упаковку или товар.

    Для обеспечения прослеживаемости маркированного товара государство приняло решение о необходимости использования электронного документооборота для обмена юридически значимой информации в форме электронного передаточного документа, в части контроля перехода права собственности на коды в момент перехода права собственности на товар соответственно.

    Для контроля выбытия маркированного товара, было принято решение о повсеместном внедрении системы обмена информации о факте выбытия товара и вместе с ним его кода через оператора фискальных данных.

    Данный подход обеспечивает полную прослеживаемость товара от линии до кассы без возможности ввода в оборот немаркированного или незаконного товара.
    Использование цифровой технологии, так же обеспечивает возможность расширения механизмов общественного контроля за счет использования мобильного приложения для конечного потребителя.

  • Какая информация хранится в коде маркировки?

    1) Код товара GTIN который состоит из 14 цифр;
    2) Индивидуальный серийный номер упакованной воды состоящий из 13 символов;
    3) Опциональный блок, который может содержать в себе дополнительную информацию, например: минимальная розничная цена или срок годности;
    4) Код проверки состоит из 4 символов и обеспечивающий проверку оригинальности кода маркировки.

  • Каким образом происходит нанесение кода маркировки на упаковку и какие изменения необходимо внести в дизайн упаковки?

    Возможные способы нанесения и считывания кодов маркировки на производстве могут быть определены по результатам обследования производственных площадок интеграторами оборудования и/или представителями Оператора. Отдельные форм-факторы упаковок могут быть переданы на лабораторные исследования для определения способа нанесения кода маркировки необходимого качества на конкретный форма-фактор, а также для проведения валидации качества нанесения при считывании.

  • Какие изменения потребуется произвести на упаковке для нанесения DataMatrix?

    Для нанесения кода на этикетке или крышке необходима небольшое незапечатанное поле размером до 15×15 мм.

  • Какие виды оборудования необходимо поставить на линии?

    Принтер этикеток, аппликаторы (в случае этикетирования), техническое зрение — при нанесении маркировки на производстве. При печати кодов маркировки на этикетке в типографии— только техническое зрение. Более детально относительно оборудования, его типов размещения, встраивания в линию можно будет определить по результатам обследования производственной площадки.

  • Нужно ли дорабатывать товароучетную систему для выпуска маркированной продукции?

    При работе в товароучетной программе участник оборота может провести ее интеграцию с личным кабинетом системы маркировки самостоятельно или с помощью интегратора и обеспечить себе удобство при работе с системой маркировки. Для средних и крупных предприятий интеграциия с товароучетными и автоматизированными складскими системами рекомендуется для существенного упрощения взаимодействия с ГИС/МТ.

  • Если я импортер, что мне делать с импортным товаром?

    После введения обязательной маркировки немаркированный товар не может пересечь таможенную границу РФ. Нанесение кода маркировки на импортируемый товар должно быть произведено на производстве или на территории таможенного склада.

  • Что необходимо иметь розничной точке продажи?

    • Усиленная квалифицированная электронная подпись (можно оформить в одном из аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров)
    • 2D сканер штрих-кода для считывания кода Data Matrix
    • Онлайн-касса для розничных продаж (возможно, потребуется обновление прошивки)
    • Настроенный обмен документами при помощи оператора электронного документооборота для принятия товара на склад
    • При работе в товароучетной программе участник оборота может провести ее интеграцию с личным кабинетом системы маркировки

  • Сколько стоит услуга по прослеживаемости маркированного товара?

    Стоимость услуги по прослеживаемости маркированного товара (генерация и предоставление кода/сохранение информации о передаче кода маркировки между юр.лицами на одну единицу товара) утверждена постановлением правительства РФ № 577 от 8 мая 2019 г. и составляет 50 копеек без учета НДС и фиксируется на 15 лет.

  • В какой момент будет происходить оплата кода маркировки?

    На время проведения эксперимента эмиссия кодов маркировки бесплатна. По завершению эксперимента, начиная с даты старта маркировки, списание денежных средств будет происходить после предоставления отчета о нанесении КМ.

  • Нужно ли мне оплачивать повторно выпуск кода маркировки, если он был поврежден?

    Затраты участников рынка на потери от списания товаров / брака являются риском такого участника вне зависимости от того, маркирован его товар или нет. Данный риск не связан с услугой по предоставлению кодов маркировки оператором. Распознавание кода маркировки сохраняется при повреждении до 50% его площади. Повреждения большего масштаба может свидетельствовать о повреждении упаковки продукции, что делает ее несоответствующей требованиям технологических регламентов по безопасности. Поскольку физическая печать и нанесение кода маркировки не входят в услуги, оказываемую оператором, некорректное нанесение или повреждение кода не может быть отнесено к рискам оператора.

  • Из каких этапов состоит проект по внедрению маркировку?

    Проект внедрения маркировки и прослеживаемости состоит из нескольких этапов:
    1. Подготовительный этап в рамках которого проводится поиск оптимальных технологий нанесения кода маркировки, настраивается система ГИС/МТ, ведется информационная работа с предприятиями отрасли для максимально широкого охвата и информирования о целях и задачах внедрения системы;
    2. Эксперимент в рамках которого ведутся работы по апробации в реальных условиях и на реальных предприятиях технологий маркировки; испытания и донастройка системы ГИС/МТ; работа по информированию отрасли о результатах Эксперимента и подготовке к массовому развертыванию;
    3. Массовое развертывание, в рамках которого все производственные предприятия, сети дистрибуции и розничные сети внедряют у себя технологии маркировки и прослеживаемости.

  • Какую пользу получают участники от эксперимента?

    • Апробация технологий маркировки продукции с учетом специфики конкретной производственной площадки. Работы выполняются силами привлеченных системных интеграторов и на безвозмездной для производителя основе. Результат: отчет о возможности нанесения маркировки на продукцию конкретного производителя; рекомендуемая спецификация оборудования с учетом особенностей производственной площадки; понимание влияния внедрения маркировки на производственный цикл производителя или импортера (изменение в процессе упаковки продукции, ее агрегации в транспортную упаковку и дальнейшего торвародвижения); понимание требуемых изменений в бизнес процессах и технологиях оптового звена и розничных продажах; возможность на ранних этапах согласовать стоимость последующего полномасштабного внедрения системы маркировки;
    • Апробация работы системы ГИС/МТ в условиях специфики конкретной производственной площадки. Результат: учет специфики работы конкретной торговой сети и производства при последующей адаптации ГИС/МТ для маркировки воды; ранняя оценка требуемых изменений в информационных системах торговой сети и производства и возможность подготовиться заранее; ознакомление выделенного персонала с системой и ее спецификой;
    • Анализ бизнес-процессов изменяющихся в результате внедрения маркировки. Результат: ранняя оценка объемов требуемых изменений в бизнес-процессах производства, логистики, реализации, партнерской сети (если актуально) и возможность подготовиться заранее к изменениям;
    • Открытое обсуждение с участниками Эксперимента следующих за Экспериментом Обязательных Правил Маркировки и Оборота и возможность влиять на их формирование в т.ч. на уровне ФОИВов. Результат: Обязательные Правила Маркировки в которых учтены замечания производственной площадки.

  • Какие этапы проведения эксперимента? На каком моменте эксперимент считается успешно проведённым в рамках компании?

    Цель эксперимента — успешно протестировать всю цепочку движения маркированного товара от производства или импорта до выбытия на кассе.

     Эксперимент включает в себя прохождение основных шагов:
    1) Заказ кода в ГИС/МТ и его нанесение на готовую продукцию;
    2) Передача сведений об успешном нанесении кода в ГИС МТ;
    3) Агрегация продукции в транспортную упаковку и агрегация кодов единичной продукции в код агрегации;
    4) Ввод в оборот маркированной продукции и формирование отчета;
    5) Движение товара по товаропроводящей цепи по Электронному Универсальному Передаточному Документу эУПД с передачей кодов между юридическими лицами;
    6) Вывод из оборота товара, через контрольно-кассовую технику или через эУПД без права перепродажи.

  • Какого размера компания может участвовать в Эксперименте. Определено ли минимальное количество SKU для входа в пилот?

    Ограничений на размер компании и требований к количеству SKU для участия в эксперименте нет, но рекомендуется использовать несколько различных форм-факторов упаковки, а также одну или несколько производственных линий.

Маркировка питьевой бутилированной воды