В России прошло первое тестирование в товарной группе «Косметика и бытовая химия» технологии лазерного нанесения кода маркировки. Эксперимент прошел на площадке компании «Солнце» в Краснодарском крае при участии ЦРПТ – оператора государственной системы маркировки «Честный знак».
Коды маркировки были нанесены на уходовую косметику для лица, с последующим введением в оборот через программное обеспечение интегратора - компания «Энкод».
«Для нас важно заранее протестировать процесс маркировки, чтобы подготовиться к обязательному этапу в числе первых и продолжать предоставлять нашему покупателю качественную, натуральную, работающую косметику. В эксперименте мы тестировали лазерное нанесение кодов и будем рассматривать эту технологию для внедрения, так как считаем ее наиболее экономичной с точки зрения расходных материалов», – прокомментировал Кирилл Хромых, исполнительный директор компании «Солнце».
Варвара Михайлова, руководитель товарной группы «Косметика и бытовая химия» ЦРПТ, добавила, что в ближайшее время в Краснодарском крае запланирован еще ряд тестирований по нанесению кодов и пригласила всех участников отрасли в эксперимент. «В пилотный проект включилось уже 317 компаний, более 145 участников готовы проводить тестирование на своих площадках, 9 из них – в Южном федеральном округе», – рассказала Варвара Михайлова.
Эксперимент по маркировке отдельных видов парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии стартовал 15 января 2024 года и продлится до 28 февраля 2025 года. Участие в эксперименте по маркировке добровольное и бесплатное для участников оборота. В ходе пилота апробируется нанесение кодов на средства для макияжа, ухода за волосами, зубные пасты и других средства для гигиены полости рта, косметические товары для бритья, дезодоранты, мыло и моющие средств.
Причиной запуска эксперимента стала возросшая доля нелегального оборота. По данным НИУ ВШЭ за 2022 год, его доля на рынке косметической продукции составляет 16%, бытовой химии - 12%. Нелегальная продукция — это в первую очередь угроза для потребителя, ведь чаще всего она не отвечает установленным требованиям к качеству, эффективности и безопасности, а ее происхождение также остается неизвестным, добавила Варвара Михайлова.
Справочно:
В РФ маркировка распространяется на 17 категорий, которые составляют 15% несырьевого ВВП страны. Благодаря внедрению маркировки доля нелегальных товаров парфюмерной отрасли сократилась на одну пятую, в табаке на четверть, в обуви на треть, по шинам и покрышкам доля контрафакта снизилась в два раза. После внедрения маркировки 18 табачных производств было легализовано, 45 нелегальных закрыто. На рынке воды маркировка выявила около 460 производителей, которые ранее не отчитывались в органы власти. Совокупные эффекты от маркировки оцениваются в 791 млрд рублей.