19 Октября 2021
#маркировка

Практически ежедневно мы принимаем лекарства, витамины или биодобавки. Аптечные сети, единичные аптеки и гигантские маркетплейсы борются за внимание пациента всеми доступными методами. Поговорим о том, какие инновационные технологии используются уже сегодня и что является драйвером будущих изменений в фармацевтике.

Классический маркетинг плюс цифровые технологии

Сочетание известных маркетинговых приемов и инновационных технологий — объективная реальность сегодняшнего фармрынка. В точках продаж к покупателю применяется индивидуальный подход: от консультации с врачом до стимулирования сбыта и маркетинговых акций. Как пример, во многих ортопедических аптеках практикуются выездные консультации врача-ортопеда, а онлайн-аптеки организуют чат-боты с фармацевтом и дополнительные сервисы, чтобы покупатель мог получить консультацию по подбору лекарства через интернет.

Программы лояльности, привычные в традиционном ритейле, работают сегодня в каждой аптечной сети. Покупателю заводят персональную карту, на которую начисляют кэшбэк, бонусные баллы и скидки. Но за обычными пластиковыми карточками стоят серьезные диджитал-процессы: производители лекарств и аптеки накапливают базу данных о своих клиентах, чтобы позже искусственный интеллект проанализировал покупательское поведение и сделал точечное предложение, соответствующее персональным запросам. Программа «Мое Здоровье» в онлайн-сервисе по продаже лекарств «Здравсити» продвинулась еще дальше — она собирает не только сведения об уже совершенных покупках, но и предлагает клиенту вести свой дневник здоровья, чтобы на основе этих данных предугадать потребности покупателя.

Сегодня половина покупателей ищет в интернете информацию о лекарствах перед покупкой, поэтому компании-производители в своих стратегиях продвижения выделяют все больше средств на контекстные сообщения в онлайн-пространстве, а не на привычную рекламу на ТВ, а аптеки — ищут способы коммуникации с пациентом и информирования его о своих товарах и сервисах, особенно в момент, когда пациент только получил назначение на лекарственный препарат и ищет, где купить лекарства по рецепту.

Мобильные приложения по контролю здоровья сейчас есть в каждом втором смартфоне. Не отстают и фармацевты. Скачать приложение и зарегистрироваться приглашают как сетевые аптеки, так и онлайн-сервисы по продаже лекарств. Программы на смартфоне помогают быстро найти и забронировать препарат, оповещают о скидках и акциях, присылают уведомления о прибытии ожидаемого товара на склад, содержат инструкции по применению медикаментов.

Дистанционные продажи

В апреле 2020 года государство разрешило дистанционную продажу лекарств без рецепта, и фармрынок вступил в новую эру своего развития. На рынок вышли крупные маркетплейсы, которые ранее не занимались продажей лекарств: сегодня среди продавцов лекарств появились такие гиганты, как «Озон», «Яндекс» и Wildberries.

Аптечные сети активно внедряют новые услуги: экспресс-бронирование, когда забрать препарат в выбранной аптеке можно уже через 25 минут после оформления брони; экспресс-доставку товаров из аптеки за 1–3 часа; ночную экспресс-доставку.

Игроки рынка и покупатели ждут еще одного шага со стороны государства — разрешения на дистанционную торговлю рецептурными препаратами. Пилот по продаже лекарств по рецептам обещают запустить с 1 января 2022 года в Москве, Московской и Белгородской областях, где уже начала работу платформа «Электронный рецепт», которая делает возможным дистанционную продажу и регистрацию движения медикаментов. Рецепт, выписанный врачом, фиксируется в приложении на смартфоне пациента, при посещении аптеки или во время доставки курьером достаточно предъявить QR-код. Электронный рецепт нельзя забыть или потерять, не возникает трудностей с прочтением почерка врача. Приложение «Электронный рецепт» напомнит пациенту, что наступило время приема препарата или пора купить новую пачку.

Некоторые инновации в аптеках происходят под действием государственного регулирования, например система маркировки лекарств, которая введена на территории России. Для потребителей это в первую очередь защита от фальсификата. Маркировка также помогает отслеживать движение препаратов, улучшить планирование производства и импорта и избежать возможного дефицита медикаментов в периоды повышенного спроса. Кроме того, прозрачность системы движения лекарств позволяет лучше контролировать цены — уже сегодня наценка на лекарства остается самой низкой среди всех продаваемых в аптеках товаров.

Что стоит ждать в будущем

От государства

Сейчас в государственной политике в области здравоохранения очевиден устойчивый курс на цифровизацию и создание единой базы данных о лечении и состоянии пациента. Так, согласно нацпроекту «Здравоохранение», уже к концу этого года как минимум 90% медицинских организаций и медицинских информационных систем должны организовать взаимодействие и обмен данными с подсистемами Единой государственной информационной системы здравоохранения, а 80% медицинских организаций должны быть подключены к интернету.

К 2023 году повсеместно во всех регионах РФ уже должна заработать система электронных рецептов, которая обеспечит возможность получения и обработки данных о назначениях всеми участниками процесса лекарственной терапии.

От фармотрасли

Однозначно, отрасль все глубже будет уходить в онлайн — доля заказов в онлайн-аптеках будет расти, аптеки будут искать все новые способы привлечения и удержания пациента, развивать логистику и техническую инфраструктуру для поддержки онлайн-продаж и коммуникаций. При этом задачей отрасли станет приблизить опыт пациента в онлайне к реальному, предоставляя сервисы для консультирования и информирования пациентов, их вовлечения в процесс лечения и предоставления достоверной информации о лекарствах.

Технологии глубже проникнут в фармацевтику, аналитические программы будут интегрировать данные о человеке, которые собираются всеми окружающими его сервисами и гаджетами. С помощью анализа Big Data искусственный интеллект сможет предлагать покупателю точечную рекламу и специальные предложения на товары в зависимости от месторасположения, текущего состояния здоровья и жизненных планов.

Медики с помощью мобильных устройств диагностики смогут отслеживать сделанные ими назначения и корректировать ход лечения онлайн, изменять дозировку или режим приема медикаментов, а также получать данные о возникающих побочных реакциях.

От потребителя

Инновационные технологии в фармацевтике и медицине, мода на здоровый образ жизни, всевозможные гаджеты и программы для поддержки здоровья меняют жизнь современного пациента и дают надежду на постепенный переход от лечения к профилактике заболеваний. Более того, развитие коммуникаций делает пациентов более осведомленными как о состоянии здоровья, так и о назначаемых лекарственных препаратов, что приводит к более осознанной покупке лекарств и передаче информации об их приеме лечащему врачу, что приводит к повышению качества лечения и в целом — к развитию медицины и фармацевтики.

Источник: Инвест-Форсайт

Регистрация в системе маркировки
Поделитесь статьей
Подпишитесь
на новости
на свою электронную почту
Больше новостей в Telegram-канале
Подписаться
Честный ЗНАК для бизнеса

Регистрируйтесь в системе маркировки и добровольных экспериментах

Новости
Подбор технических решений с помощью калькулятора
Готовые решения для малого бизнеса
Заявка на партнёрство
Категория
  • Интеграторы для производителей
  • Интеграторы ПО
  • Программное обеспечение
  • Программное обеспечение (HoReCa)
  • Операторы ЭДО
  • Операторы фискальных данных
  • Кассовое оборудование
  • Кассовое ПО
  • Принтеры этикеток
  • Товароучетные системы и ПО
  • Системные интеграторы
  • Оборудование для считывания
  • Ручные сканеры и ТСД
  • Оборудование для нанесения
  • Другое
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Неверно указана фамилия
Неверно указано имя
Неверно указан email
Неверно указан номер
Превышено допустимое количество символов

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь получать информацию и предложения от «Честный ЗНАК». Ознакомиться с Политикой конфиденциальности