Правительство хочет маркировать продукты, напитки и детское питание.
«Ведомости» ознакомились с распоряжением премьера Дмитрия Медведева об условиях одного из крупнейших
Создать систему маркировки товаров правительство решило в конце 2017 г. Тогда же ее оператором Медведев назначил Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), с которым и будет в течение месяца подписано соглашение.
ЦРПТ уже маркирует табачную продукцию и в качестве эксперимента — лекарства, а с июня ФНС передаст компании контроль за меховыми изделиями. Предполагалось, что в 2019 г. маркировка станет обязательной для 12 категорий товаров и к списку добавятся шины, фотокамеры, обувь, блузы, верхняя одежда, одежда из кожи, парфюмерия, кухонное и постельное белье. Но Медведев решил добавить еще восемь групп товаров — готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую технику, детское питание, растительные масла, бытовую химию, косметику, безалкогольные напитки. Такие предложения правительство направило в совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), говорится в распоряжении. Решение о маркировке новых групп еще не принято, рассказал представитель
Кроме того, после года споров чиновники решили маркировать еще и готовую молочную продукцию. Поставка сырья будет контролироваться с помощью системы электронной ветсертификации «Меркурий», а от завода — с помощью маркировки, поясняет федеральный чиновник. Таким образом, всего чиновники намерены маркировать 21 группу товаров. К 2024 г. должна быть создана сплошная система маркировки и прослеживания, в которую войдет широкий список товаров, говорит представитель ЦРПТ. С большей частью перечисленных товарных групп ЦРПТ уже работает, тестирует механизмы, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес и снизить стоимость товаров для потребителей, рассказывает он.
Но опрошенные «Ведомостями» представители бизнеса идею не поддерживают. Маркировка товаров повседневного спроса не всегда экономически оправданна, указывали международные компании, входящие в Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), в конце 2018 г. в письме Акимову.
Сперва нужно проанализировать последствия ее внедрения для разной продукции, говорит сотрудник крупной пищевой компании, входящий в КСИИ, иначе снизится конкурентоспособность, вырастет себестоимость и замедлятся производство и перевозка. Не ясно, например, как маркировать мясо, которое было упаковано и разделывается в магазине, — каждый кусочек или только упаковку, зачем вводить дополнительную маркировку при наличии электронной ветсертификации, какова доля контрафакта и почему имеющиеся средства не решают проблему, перечисляет руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Группа «Черкизово» поддерживает обеление рынка, но для мяса и мясопродуктов уже есть система «Меркурий», напоминает главный аналитик компании Андрей Дальнов, а издержки от внедрения маркировки будут велики — только оборудование обойдется в сотни тысяч евро. За саму маркировку ЦРПТ будет брать 50 коп. без учета НДС с каждой единицы товара, за исключением жизненно необходимых лекарств дешевле 20 руб. — их промаркируют бесплатно.
Затраты на маркировку могут быть оправданы либо ростом спроса за счет снижения контрафакта, либо соображениями безопасности, как, например, для лекарств, считает человек, близкий к одной из сетей, продающей в том числе электронику. Но рынок электроники — один из самых прозрачных по таможенным и налоговым сборам, доля контрафакта минимальна и в основном в сегменте аксессуаров, которые поступают через трансграничную торговлю, так что маркировка вряд ли решит эту проблему, рассуждает он.
Риски могут возникнуть и для государства — но в связи с его же действиями. Государство не будет вкладывать в систему (расходы на ее создание превысят 200 млрд руб.) и в отличие от многих
Ответственность публичного партнера гарантирует инвестору неизменность правил игры, говорит представитель ЦРПТ. Речь скорее может идти о продлении сроков партнерства, а не о финансовых компенсациях, отмечает он, такие условия соглашения соответствуют международной и российской практике. Это базовые риски для ГЧП, согласна партнер компании «Партнеры ГЧП» Дарья Годунова.
Источник: Ведомости.