Эксперты: Изменения на рынке обуви и легпрома объясняются его адаптацией к новым условиям

16 Ноября 2023
#маркировка #легкая промышленность #обувь

Импорт обуви и верхней одежды резко вырос в III квартале — на 47% и 38% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это следует из данных оператора маркировки Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). В итоге доля иностранных товаров на рынке составила большую часть: 56% в случае обуви и 55% — одежды. На такие резкие изменения повлияло сразу несколько факторов — эффект низкой базы прошлого года, а также параллельный импорт, пояснили в Минпромторге.

Закупились впрок
Согласно аналитике ЦРПТ за III квартал по рынку обуви и продукции легкой промышленности, с которой ознакомились «Известия», импорт этих товаров серьезно вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, ввоз обуви подскочил почти на 47% (106,5 млн пар), в структуре потребления на импорт в итоге пришлось 58% от общего объема. Его основой стали ботинки — их поставки составили почти 61 млн пар, а также сапоги — 23,1 млн пар. За это время отечественное производство выросло на 14%.

Аналогичная тенденция наблюдается и в сегменте верхней одежды: ее импорт вырос на 38% (21,7 млн штук), а доля рынка в общей структуре потребления составила 55%. В этой категории лидируют куртки, их ввоз составил 13,6 млн единиц, а также пальто — 4,4 млн штук. Собственное производство этой продукции выросло на 47%.

Такие резкие изменения объясняются адаптацией рынка к новым условиям, сказала «Известиям» руководитель товарной группы «Легпром» ЦРПТ Анна Петрушина.

— В 2022 году многие компании столкнулись с необходимостью пересматривать ассортимент, менять логистические цепочки. То есть привычные товары перестали поставляться стандартными способами и пришлось искать замену на других рынках либо рассматривать варианты с параллельным импортом, — добавила она.

Сейчас изменения на рынке завершились, ниши ушедших из страны брендов замещены, отметила эксперт. По ее словам, сейчас на рынке нет дефицита товаров, более того, рост импорта и собственного производства давит на цены: они снижаются для конечного потребителя либо притормаживают в росте. По данным ЦРПТ, в III квартале 2022 года ботинки в среднем стоили 2,8 тыс. рублей, а в этом году их цена выросла лишь на 2%. Стоимость курток за год уменьшилась на 5% и составила 4,9 тыс. рублей.

Такая динамика по импорту в первую очередь связана с эффектом низкой базы прошлого года, пояснили «Известиям» в Минпромторге. Сказался также и тот факт, что постепенно восстанавливаются доходы населения, плюс повлиял механизм параллельного импорта — логистические маршруты уже выстроились, отметили в министерстве.

Адаптировались к условиям
В прошлом году Россия постоянно сталкивалась с санкционным давлением, все налаженные каналы поставки продукции разрушились и импорт резко сократился, напомнили в Национальном обувном союзе. На фоне специальной военной операции компании не могли ввозить из Европы, например, обувь, сырье, станки, их импорт в РФ был ограничен восьмым пакетом ограничительных мер. Так, до начала 2022-го на поставки товаров из ЕС в Россию приходилось до 12% от общего объема обуви в РФ. Но уже в этом году логистика перестроилась и адаптировалась. Такие перемены оказали давление и на потребителей: в прошлом году спрос на продукцию снизился, пояснили в союзе.

— В этом году ситуация выровнялась — например, отстроились новые каналы поставок. Более того, активность покупателей увеличилась, как и продажи товаров, импортеры также оживились. По нашим оценкам, большая часть отечественного рынка по-прежнему приходится на импорт из Китая, Европы, Вьетнама, — рассказали «Известиям» в организации.

Там ранее отмечали, что в этом году в Россию также начали возвращаться европейские обувные бренды ценовых категорий средний плюс и премиум. Так, почти из 100 брендов возобновили работу в РФ около 15.

Как пояснили «Известиям» в Ассоциации текстильщиков России, еще несколько лет назад до 70% рынка приходилось на импортную продукцию, сейчас ее объем ежегодно сокращается. На рынке также сказывается повышающийся спрос со стороны покупателей, который также фиксируют в отрасли, он постепенно нарастает после пандемии. В организации добавили, что основу импорта составляет продукция из Китая. Рост ввоза в натуральном выражении скорее свидетельствует о том, как быстро в РФ распространяется торговля на маркетплейсах, которые стали основным каналом сбыта для этой продукции, полагают в организации.

По экспертным оценкам, основными странами импорта обуви и продукции легкой промышленности в 2023-м стали такие страны, как Китай, Турция и Индия, рассказала «Известиям» доцент кафедры мировой экономики РЭО им. Плеханова Татьяна Кузнецова. В этом году эти логистические маршруты уже сложились, включая ввоз продукции по параллельному импорту, — компании адаптировались к новым условиям и вышли на свои стандартные объемы ввоза продукции.

Источник: Известия

Регистрация в системе маркировки
Поделитесь статьей
Подпишитесь
на новости
на свою электронную почту
Больше новостей в Telegram-канале
Подписаться
Честный ЗНАК для бизнеса

Регистрируйтесь в системе маркировки и добровольных экспериментах

Новости
Подбор технических решений с помощью калькулятора
Готовые решения для малого бизнеса
Заявка на партнёрство
Категория
  • Интеграторы для производителей
  • Интеграторы ПО
  • Программное обеспечение
  • Программное обеспечение (HoReCa)
  • Операторы ЭДО
  • Операторы фискальных данных
  • Кассовое оборудование
  • Кассовое ПО
  • Принтеры этикеток
  • Товароучетные системы и ПО
  • Системные интеграторы
  • Оборудование для считывания
  • Ручные сканеры и ТСД
  • Оборудование для нанесения
  • Другое
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Неверно указана фамилия
Неверно указано имя
Неверно указан email
Неверно указан номер
Превышено допустимое количество символов

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь получать информацию и предложения от «Честный ЗНАК». Ознакомиться с Политикой конфиденциальности