Аналитическое агентство «Левада-Центр» при организационной поддержке IT-компании АТОЛ провело исследование готовности розничной торговли к работе в системе маркировки и прослеживания товаров. Подавляющее большинство — 89% опрошенных хорошо осведомлены о введении маркировки или, по крайней мере, что-то слышали об этом проекте.
«Исследование проводилось для того, чтобы выяснить мнение представителей бизнеса целевых индустрий о введении маркировки товаров в России и узнать степень их осведомленности об изменениях, проекте, готовности к ним, и отношении к нововведению», — прокомментировала руководитель проектов Левада-Центр
Оксана Гребень.
Большая часть опрошенных считает, что введение маркировки повышает налоговые выплаты и контроль рынка государством, защищает покупателей от контрафактной продукции, способствует уходу с рынка нелегальных торговцев и дает возможность развития честного бизнеса.
39% предпринимателей сказали, что за последние два года сталкивались лично с нелегальными контрафактными товарами как покупатели. В то же время 41% предпринимателей замечали, что покупатели уделяют внимание проверке подлинности товаров, просят сопроводительную документацию на товар, или интересуются иными подтверждениями подлинности товара.
Для ЦРПТ, как оператора проекта, исследование представляет интерес с точки зрения готовности к маркировке представителей малого и среднего предпринимательства. Маркировка — это реальная возможность для развития этого важного для России сектора экономики. «Наш проект разрабатывался таким образом, чтобы быстро подключать новые товарные группы, иметь возможность отработки с бизнесом всех аспектов, минимально воздействовать на уже запущенные бизнес-процессы и обеспечить максимальное включение представителей МСП уже на пилотной фазе, — прокомментировал замгендиректора ЦРПТ
Реваз Юсупов. — Переход на маркировку даст малому и среднему бизнесу палитру возможностей для поступательного развития».
К основным плюсам перехода к маркировке и прослеживанию товаров для представителей МСП относятся:
- 1. Становление добросовестной конкуренции на рынке.
- 2. Единые правила работы для всего розничного сегмента.
- 3. Продажа полностью легального, гарантировано аутентичного товара, рост доверия к бизнесу, отсутствие репутационных издержек.
- 4. Снижение времени на складской учет и инвентаризацию. Увеличение скорости и корректности логистических процедур, исключение хищений.
- 5. Исключение продажи просроченного товара.
- 6. Ускорение продажи маркированных сигарет и снижение рисков, связанных с контролем минимальной розничной цены за счет включения информации в код маркировки.
«Объем рынка касс в России — 2,5-2,6 млн штук. За последние два года компания АТОЛ поставила на рынок более 1 млн касс. По нашей оценке, суммарные расходы 95% ритейлеров составят всего 5-7 тысяч рублей: эти расходы пойдут на приобретение 2D-сканера и обновление программного обеспечения. Исследование демонстрирует, что 76% предпринимателей по всей выборке имеет онлайн-кассы. Это означает, что им будет проще перейти на работу с системой маркировки, поскольку потребуется лишь обновить свою онлайн-кассу или то программное обеспечение, с которым работает их касса. Среди представителей неспециализированной торговли доля тех, кто уже сейчас использует 2D-сканеры превышает 70%», заявил
Алексей Макаров, председатель совета директоров IT-компании АТОЛ, ведущего поставщика аппаратных и программных решений для ритейла.
Представители сферы торговли отмечают, что есть некоторые пробелы в информировании о введении маркировки, и они хотели бы получать более подробную информацию по разным каналам. ЦРПТ и компании-партнеры постоянно проводят обучающие семинары, конференции и вебинары для представителей бизнеса. 19 апреля в Москве пройдет
Всероссийская конференция, посвященная маркировке табака. Представители крупных табачных компаний, ФОИВ и Честного ЗНАКа расскажут обо всех тонкостях переходного периода, регистрации магазина в системе и ответят на вопросы предпринимателей. Для тех, кто не сможет принять участие в конференции, будут организованы онлайн-трансляции на 100 площадках по всей стране.
Для справки:
По состоянию на 15 апреля 2019 года системе маркировки табака зарегистрировано более 5 тысяч ИНН, которые имеют порядка 50 тысяч торговых точек. Среди них и большие торговые точки (например, Магнит и Бристоль), но и более 2000 ИП, т.е небольшие магазины. Промаркировано более 380 млн пачек.
Для удобства регистрации в системы в компании разработали процесс авторегистрации. Для ее прохождения представителю розницы необходимо подать заявку на регистрацию, а затем зайти в личный кабинет системы маркировки с помощью УКЭП, и заполнить e-mail для получения уведомлений от системы.
Исследование проводилось среди предпринимателей сферы торговли табачными изделиями, обувью и неспециализированной торговли товарами повседневного спроса, включая табачные изделия и/или обувь с 15 по 25 марта. В нем приняло участие 500 респондентов из 8 федеральных округов РФ. Полное исследование доступно по
ссылке.