Соответствующие изменения внесены в правила обязательной маркировки медизделий — акт подписан Михаилом Мишустиным. Правила распространяются на медицинские изделия, подлежащие обязательной маркировке (рециркуляторы, ортопедическуая обувь, слуховые аппараты, компьютерные томографы, коронарные стенты и санитарно-гигиенические изделия, используемые при недержании у взрослых), с характеристикой периода применения товара — «срок службы». По новым нормам маркировать медизделия со сроком службы, которые были произведены или импортированы до даты старта обязательной маркировки, не обязательно — они могут быть реализованы без кодов маркировки до 31 августа 2024 года включительно.
«Ранее аналогичное правило распространялось только на медизделия со сроком годности — изделия со сроком службы были исключены из данного послабления. Однако по инициативе участников оборота было предложено расширить послабление. Теперь остатки медизделий со сроком годности, которые лежат на складах у производителей, импортеров, а также оптовых и розничных продавцов, можно реализовать без кодов маркировки по 31 августа», — объяснил Егор Жаворонков, руководитель группы социально значимых товаров ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»).
Эксперт напомнил, что у участников оборота также есть возможность промаркировать остатки медизделий в срок по 31 августа — после этой даты легально реализовать медизделия без кодов маркировке не удастся.
Поэтапное введение маркировки медизделий началось в России 1 сентября 2023 года. Следующий этап — передача данных в систему маркировки о выводе из оборота изделий с 1 сентября этого года. В настоящее время в систему маркировки включено 6 видов медизделий. Ранее Минпромторг России предложил провести эксперимент по маркировке 9 новых видов медизделий (презервативы, шприцы и пробирки, инфузионные системы, аппараты искусственной вентиляции легких, инкубаторы для новорожденных, медицинские маски, салфетки (в том числе одноразовые) и подкожные имплантаты для контурной пластики лица в виде филлеров и косметических нитей).
В России маркировка распространяется на 17 категорий, которые составляют 15% несырьевого ВВП страны. Благодаря внедрению маркировки доля нелегальных товаров парфюмерной отрасли сократилась на одну пятую, в табаке на четверть, в обуви на треть, по шинам и покрышкам доля контрафакта снизилась в два раза. Совокупный фискальный эффект от введения маркировки оценивается в 471 млрд рублей.