С декабря 2022-го для электронных сигарет появится обязательная специальная маркировка. На реализацию имеющейся продукции дали год. Девяносто процентов этих устройств — контрафакт, уверены специалисты. К чему приведет революция на рынке — разбиралось РИА Новости.
«Там только контрафакт»
— Это плохие копии. Есть хорошие, есть оригинал, — объясняет Евгений, продавец электронных сигарет в Telegram-канале. — Поставки из Китая, никаких перебоев нет. Спрос стабильный.
Большая часть его клиентов — перекупщики. Берут оптом и продают в интернете с наценкой в два или три раза: на маркетплейсах, сайтах, через мессенджеры. Это само по себе незаконно, поэтому о маркировке никто не думает.
«Там только контрафакт, попавший в страну без таможенных и налоговых сборов, — говорит директор Союза предприятий индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ) Дмитрий Владимиров. — Отсюда и низкая цена. Часто для обхода таможни уверяют, что груз отправляется транзитом в Белоруссию. Но при пересечении границы, конечно, остается в России».
Государству бороться с этим сложно. «У проверяющих органов не хватает ресурсов для проверки и передачи в суд документов по всем магазинам. С марта 2023-го вступает в силу закон о досудебной блокировке сайтов, ведущих незаконную торговлю электронными сигаретами. Станет попроще», — отмечает франчайзер Zenmod.shop Василий Соколов.
Впрочем, блокировка коммерсантов не пугает. Их прибыль — 200-300 процентов. Они тут же откроют новый сайт.
«Коробками берут даже без сертификатов»
Свободно распространяется контрафакт не только в интернете. Копии электронных сигарет и вейпов известных брендов или оригиналы, чье качество не подтверждено документами, есть почти во всех табачных магазинах и на крупных рынках.
«Пока в отрасли нет товарной прослеживаемости, маркировки. Большинство продавцов — в теневом сегменте. Каждый может купить и продать любой товар», — указывает Дмитрий Владимиров.
Корреспондент РИА Новости посетил один из крупнейших рынков столицы — «Садовод». Почти все электронные сигареты там контрафактные или поддельные.
«Эти оптом отдам за 550 рублей. В розницу разлетаются как горячие пирожки за 1300, магазины коробками берут даже без сертификатов», — хвалится продавец и показывает переписку в WhatsApp. Только за сегодня заказ оформили 15 человек. Большинство — на партии от 70 штук.
Так же и в других ларьках. При этом у многих торговцев есть свои сайты и каналы. Точки на рынке нужны им только для того, чтобы клиенты не беспокоились — видели, что товар реальный и в наличии.
Салим Алехов (имя изменено) открыл свой бизнес шесть месяцев назад. У него уже устойчивая сеть клиентов по всей России. Они понимают, что приобретают, и их это устраивает, уверяет продавец.
«Оригинальные „электронки“ HQD я вообще не беру. На них еще и цены повысили. Никто не купит, когда есть качественные подделки, — все же хотят дешевле», — рассуждает хозяин ларька.
Легальную продажу сигарет этой фирмы осложнило не только подорожание — чтобы сократить поток подделок, производители стали печатать на упаковке QR-код. При сканировании смартфоном попадаешь на сайт компании, где можно проверить оригинальность устройства.
В соседней палатке девайсы представлены под видом оригинальных. Однако сайт выдает ошибку. Продавец лишь разводит руками и отмечает, что товар «все же хороший».
По словам специалистов, так легко обнаружить копию удается далеко не всегда. Контрафактный товар поступает в страну без упаковок. Их делают уже в России. При желании нанесут и код.
«По сути, это просто наклейка, которую может напечатать кто угодно и в каком угодно количестве. И QR-коды, и сайты верификации легко подделать. Зачастую от оригинала просто не отличить», — объясняют в СНИПИ.
Отравления и взрывы
Только в июле в столице изъяли 150 тысяч поддельных электронных сигарет. Экспертиза признала их опасными для жизни и здоровья — содержание никотина значительно превышало заявленное на упаковке.
Товар завезли из Китая под видом мелких бытовых приборов. Неуплату таможенных сборов оценили в 30 миллионов рублей.
Чтобы легализовать девайсы, перекупщики изготавливали поддельные сопроводительные документы и сертификаты качества, а затем отправляли их в торговые предприятия и продавали через интернет-магазины.
Возбудили дело по второй части статьи 238 УК России («Производство либо сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности»).
Но таких партий тысячи. А отравление после курения — лишь одна из угроз.
Двадцать седьмого июля в подмосковных Химках у 13-летнего школьника электронная сигарета взорвалась прямо в руках. Осколки порезали мальчику губу, нос, повредили кисть и задели грудную клетку.
По мнению экспертов, наверняка это был низкокачественный контрафакт.
«Пока к электронным сигаретам мало требований, тем не менее, как любой другой электронный прибор, их надо проверять на соответствие техническому регламенту, требуется исследование на электромагнитную совместимость, — говорит Евгений Федотов, глава табачного консалтингового агентства Fedotov Group. — Для этого образцы направляют в аккредитованные лаборатории на территории Таможенного союза».
В таких учреждениях не занимаются вопросами качества жидкости в образце, но как минимум подтверждают, что прибор собран верно и не взорвется. С товаром, который пересек границу незаконно, не гарантировано даже это.
Точно определить обороты и численность игроков сейчас невозможно. У отрасли, по словам Дмитрия Владимирова, нет четких кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
«Нет достоверной информации о количестве компаний, занятых в производстве и продаже электронных сигарет и жидкостей для них. Оценивают только по официальным данным таможни. На деле же рынок где-то в десять раз больше», — уверен директор СПИНИ.
Даже проверяющему без экспертизы сложно понять, легальный перед ним товар или нет. Продукцию, пересекшую границу законно и со всеми пошлинами, пока маркируют лишь по желанию.
По подсчетам экспертов Fedotov Group, официально в Россию за прошлый год доставили 23,6 миллиона девайсов, а общий объем рынка — примерно 253 миллиона штук. То есть белая его часть не превышает десяти процентов.
Помимо покупателей, которые платят за кота в мешке, страдают и легальные продавцы, проигрывающие на рынке контрабандистам.
Хотя электронная сигарета — это один девайс, она облагается двойным акцизом: на жидкость и само устройство.
«Корпус в среднем стоит 180 рублей — с него платят 62 рубля. И еще 17 за каждый миллилитр жидкости плюс НДС. Себестоимость — около 400 рублей», — подсчитывает Евгений Федоров.
«Честным игрокам очень сложно конкурировать с нелегалами. Они не могут демпинговать, — рассуждает директор СПИНИ. — Белая продукция — в разы дороже и не так привлекательна для покупателей с экономической точки зрения».
В итоге теряет и госбюджет. Мимо казны, по оценке Минпромторга, проходит 65 миллиардов рублей в год.
Эксперименты с честностью
С 15 февраля запустили пилотный проект по нанесению специального кода Data Matrix на одноразовые электронные сигареты и жидкости для них. По той же схеме, что и с табаком.
Продавцы или производители регистрируют продукцию в Национальной системе цифровой маркировки и прослеживаемости «Честный знак». А на девайсы наносят код с номером конкретного экземпляра. В результате цепочку продажи можно отследить вплоть до конечного потребителя.
Усугубляет ситуацию и акциз на жидкость. Ставка, по словам экспертов, в разы выше, чем, например, в Казахстане.
«Если номер левый или чужой, товар не пробить на кассе. А без чека — это уголовка», — уточняет франчайзер Zenmod.shop Василий Соколов.
В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператора системы — уверены, что решение уже доказало эффективность на другой продукции, в том числе табачной. Там с помощью маркировки нелегальный оборот снизился на четверть.
Инициативу поддержали федеральные власти. С декабря процедура стала обязательной. Однако в постановлении правительства упоминается переходный период — год.
Оптовый оборот немаркированного товара допускается до 1 апреля, розничная продажа — до 15 ноября 2023-го. В Минсельхозе и Минздраве эти сроки считают необоснованно большими, особенно с учетом темпов роста спроса и предложения на черном рынке.
Дымить по правилам
Не меньше, чем маркировки, в отрасли ждут урегулирования акцизных сборов, а также более четких требований к устройствам. Сейчас для Таможенного союза разрабатывают технический регламент на никотиносодержащие изделия: вейпы, одноразовые электронные сигареты и девайсы со сменным картриджем.
«Если утвердят, прояснится ситуация и с количеством никотина, и с качеством сборки устройства, и с составом жидкости в целом, — отмечает Евгений Федотов. — Безопасность будет подтверждаться полным лабораторным исследованием».
Также документ предполагает, что сильно изменится внешний вид таких товаров. С упаковок исчезнут яркие надписи и любые слова, намекающие на связь вкусовых качеств с продуктами.
Это все заработает не раньше следующего года. Пока же, полагают специалисты, черный рынок продолжит набирать обороты. И безопасность покупателей по-прежнему зависит только от них самих.
Источник: РИА Новости